СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ


3 февраля 2018 23:52
 
 
Дата этого праздника – переходная.  В  2018 году Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется 4 февраля.
 
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ
 
На основании решения Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг., по определению Патриарха Тихона, было положено начало празднованию Собора новомучеников и исповедников Российских.
За долгие годы гонений на Церковь после переворота в 1917 году злодейски были убиты и замучены многие православные: миряне, священники, монахи. Перед той властью их вина была в том, что они верили в Бога.
В этот день Святая Церковь поминает всех пострадавших, кто принял мучения и смерть за веру Христову,  дата упокоения многих из них — неизвестна.
 
После открытия архивов было изучено много документов, протоколов допросов, расстрельных списков. На основании этих материалов, Церковью к 2011 году, были канонизированы в лике новомучеников  и исповедников более 1700 человек. Это первый случай в мировой истории, когда столько новых небесных заступников было явлено миру.
 
Среди тех, кто пострадал за веру в годы террора, были святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, (избрание в 1925г.); святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918); и многие другие.
http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/sobor-novomuchenikov-i-ispovednikov-rossijskix/
 
Среди новомучеников - Преподобноисповедник Александр Санаксарский – игумен Санаксарской обители, затем архимандрит Седмиезерной пустыни, что близ града Казани, претерпевший от злых человек изгнание, заточение и лишения за исповедание Христа и закончивший жизненный путь в подвиге старчества, в глубине России, в глухом вятском селе; от юных лет не преставая возносил он Богу горячие молитвы – «сердцем сокрушенным и смиренным», болезнующим о мире. 
Житие Александра Санаксарского
Архимандрит Александр (в миру имя его было Георгий) родился 4 апреля 1882 года в селе Невежкине Чембарского уезда (ныне Белинский район) Пензенской губернии в семье крестьянина Андрея Михайловича Уродова и жены его Агафьи Алексеевны, в девичестве Лёвочкиной. В этот день Святая Церковь празднует память жившего в IX веке преподобного Георгия . В честь сего подвижника и был назван новорожденный. 
О своем детстве старец вспоминал так: «Семейная обстановка была в строгом и религиозном духе. С осми лет пошел учиться в земскую школу. Потом назначен певчим в свою приходскую Ильинскую церковь. Постоянно ходил в церковь как любитель и помогал псаломщику. Потом со мною приучилась ходить в церковь родная 7-летняя сестрица Ксения, которая имела неимоверное не по летам духовное соображение в тайной молитве». Они ходили вечером втайне от взрослых. «Я справлял обязанности и сторожа, ходил на колокольню благовествовать». 
В 16 лет он предпринял почти четырехмесячное путешествие по святым местам. Через 3 года (9 марта 1901 года) пошел на богомолье в Саровскую пустынь, но не дошёл до Сарова 40 км, остался в монастыре Санаксар. Исполнял различные послушания. 
30 августа 1911 года послушник Георгий был пострижен в монашество с именем Александр в честь благоверного князя Александра Невского. 8 сентября был рукоположен в сан иеродиакона, а 22 июля 1913 года – во иеромонаха. Ему едва исполнилось 30 лет, но он уже определен был на должность казначея монастыря, а в 1914 году, в связи с болезнью настоятеля, иеромонах Александр исполняет его дела по управлению обителью. Столь стремительное должностное продвижение говорит, прежде всего, о духовном росте отца Александра; и настоятель, и правящий архиерей увидели в нем достойного себе помощника, крепкого духом, ревностного и надежного в монастырских послушаниях, требующих особой ответственности. 
После смерти архимандрита Августина настоятелем монастыря был избран иеромонах Александр. 20 июля 1915 года настоятель обители иеромонах Александр был возведен Владыкой в сан игумена. 
Наступил 1917 год. К власти пришли большевики. В конце февраля 1918 года большевистская власть установилась и в г. Темникове, рядом с которым находился монастырь Санаксар. Часть монашествующей братии, плененная вольнодумством, взбунтовалась и при поддержке большевиков сместила игумена Александра. Смута охватила обитель. Отца Александра держали в строгом одиночном заключении, в нетопленной келье и без горячей пищи. 
27 мая (9 июня) 1918 года игумен Александр был выслан из монастыря. Это первое столкновение с воинствующим безбожием многому его научило. Он понял: противостояние этой всеобщей разнузданности, междоусобице и ожесточению может быть только духовное – и, прежде всего, надо сохранить молитву. 
В апреле 1920 года его духовный отец Владыка Кирилл назначается на Казанскую кафедру. Он назначает игумена Александра настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни. 
А затем 21 марта (3 апреля) 1922 года следует определение Священного Синода: игумену Александру быть наместником Седмиезерной пустыни. 7(20) апреля митрополит Кирилл возводит игумена Александра в сан архимандрита. 
Назначение о. Александра совпало с новыми испытаниями для Русской Православной Церкви. Когда после засухи 1921 года на Россию, истерзанную войной, обрушилось новое бедствие – голод, большевики использовали эту народную беду как возможность новой атаки на Церковь, начав кампанию по насильственному изъятию церковных ценностей. Параллельно с «бешеной и безпощадной кампанией по изъятию», большевистская власть в мае 1922 года арестовала Патриарха Тихона и инициировала так называемый «живоцерковнический» раскол, поддержав предательство обновленцев. 15 августа митрополит Кирилл был арестован. На его место прибыл раскольник-архиерей и сформировал обновленческое епархиальное управление. 
Укрепившиеся во власти богоборцы приступили к окончательной ликвидации российских монастырей. В 1928 году несколько раз пытались закрыть и Седмиезерную пустынь, но удалось это сделать только после того, как арестовали архимандрита Александра и иеромонахов Вениамина и Мартирия. 
22 марта 1929 года был вынесен приговор: архимандрита Александра и иеромонаха Вениамина «заключить в концлагерь сроком на три года», иеромонаха Мартирия выслать на этот же срок в Сибирь. 
Когда закончился срок пребывания в концлагере на Соловках, архимандрит Александр был выслан в город Свердловск ещё на три года. 
После ссылки 3(16) января 1935 года о. Александра назначили в село Сретенское Кичминского района Кировской области. Прослужил о. Александр там всего несколько месяцев и 23 июля (5 августа) 1935 года был перемещен «исправлять обязанности для пополнения священнических треб по приходу села Соболево». 
Старожилы вспоминают: «Отец Александр недолго в церкви служил. Служба-то ещё шла, а церковь уже перегородили – и сыпали зерно. Потом закрыли, иконы поснимали…» С августа 1936 года богослужения стали невозможны, хотя официально Петропавловская церковь была закрыта лишь 1 ноября 1940 года. 
Из его автобиографии: «служил (в церкви села Соболева) с 1935 года по 1937 до 30 ноября… поступил на работу (в питомник) лескультурных производств… Санчурского лесничества, лесхоза Кучу-Какшан». И с 1938-го по 1950-й он, «в силу необходимости», трудился в Санчурском лесничестве. 
Архимандрит Александр все эти годы жил скрытно, очень был осторожен. Для посторонних, не вхожих к нему, он старенький «убогий» батюшка на покое, для представителей власти – «бывший церковник», для своих, верных – старец, втайне несший ежедневный подвиг исповедничества и пастырства. 
В 1955 году архимандрит Александр признал каноничным избрание Патриарха Алексия (Симанского) и воссоединился с Патриаршей Церковью. Катакомбный период его жизни закончился. 
В последние годы жизни он сильно болел, но всё терпел. Последнюю свою литургию служил на Ильин день, а умер накануне Успения Божией Матери - 14 августа 1961 года. 18 августа было отпетие – монашеское, полное, как всё полагается, с певчими, после отпетия панихида… народу было очень много, на руках несли до кладбища, более версты». 
Сейчас мощи преподобноисповедника Александра находятся в Рождество-Богородичном Санаксарском мужском монастыре (г. Темников, Республика Мордовия)
 


Памятники Пензенской области

Савицкий Константин Аполлонович (1844 - 1905) - живописец-жанрист, действительный член Академии художеств, один из участников Товарищества передвижных выставок, первый директор Пензенского художественного училища и музея. Похоронен в юго-восточной части Митрофаньевского кладбища, вблизи церкви. На могиле установлен памятник из черного полированного лабрадорита в форме креста, основанием которого служит постамент, квадратный в плане, со скошенными на треть боковыми стор...