"И сегодня не забыт он - Гражданин и Человек!"


12 июня 2018 18:37

 

 

 

 

"И сегодня не забыт он - Гражданин и Человек"

 Фомин Андрей, ученик 11 класса МОУ СОШ  им. И.И. Пушанина  с. Пушанина, Белинский район (1 место в  конкурсе творческих работ,  посвященном 80-летию со дня открытия музея В.Г.Белинского и 170-летию памяти В.Г.Белинского «Мой Белинский»)
 
«Главная задача человека во всякой сфере деятельности, на всякий ступени в лестнице человеческой иерархии - быть человеком». Какие удивительно точные слова. Человек, прежде всего, сын своей страны, гражданин своего Отечества. Эти слова принадлежат моему земляку неистовому Виссариону Белинскому. 
Белинский оставил свой неизгладимый след не только в русской литературе, но и в российской истории в целом. Имя его уже пережило века. Человек, гражданин, Отечество, как гордо звучат эти 
А.Н. Радищев в труде «Беседа о том, что есть сын Отечества» подчеркивал: «Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)». Он выделил три отличительных признака достойного этого имени патриота: первый - честолюбие (любовь к чести), второй признак - благонравие; третий - благородство. Словно, ведя перекличку с Радищевым, Виссарион Григорьевич Белинский писал: «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин». 
Всякая благодарная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством. Россия – это наше отечество родное, а мы все являемся ее гражданами.. Кто же всё – таки он, этот великий человек? Что дал он России? Что говорили и писали о Белинском известные поэты, писатели, революционеры, литераторы России? В своём сочинении я постараюсь доказать, что имя Виссариона Белинского не забыто и ещё много – много поколений будут обращаться к его творчеству, брать с него пример, гордиться своим земляком, считать его великим сыном Отечества. 
В. Г. Белинский - глубочайший и самобытный мыслитель и теоретик, философ и ученый. В то же время он обладал истинным поэтическим дарованием. Для всей его деятельности характерно единство творческой мысли и глубокого поэтического чувства. Неукротимая энергия, свободолюбие и пламенный патриотизм — таковы черты, которые характеризуют облик Белинского. «Его можно любить или ненавидеть, — середины нет», — говорил о нем Герцен. Все его литературно-критические работы, проникнутые глубоким демократизмом, согреты огнем подлинной поэтической страсти. «Белинский был тем, — вспоминал И. С. Тургенев, — что я позволяю себе назвать центральной натурой». Поясняя свою мысль, Тургенев добавлял, что Белинский «всем существом своим стоял близко к сердцевине своего народа». Делу освобождения народа Белинский и отдал всю жизнь. Некрасов, в стихотворении «Медвежья охота», указал те предметы, которых чаще всего касался Белинский: 
Ты нас гуманно мыслить научил, 
Едва ль не первый вспомнил о народе 
Едва ль не первый ты заговорил 
О равенстве, о братстве, о свободе. 
 
По свидетельству Достоевского, Некрасов благоговел перед Белинским. Все главные литературные замыслы Некрасова, его издательские начинания складывались под влиянием идей и вкусов Белинского. 
Творчество Белинского – не просто «подсобная» часть русской литературы, служащая только для «объяснения» произведений поэтов и писателей. Конечно, оно имеет в большой степени и такое «объяснительное» значение. Вот что сказал великий Л.Н. Толстой о критических статьях Белинского: «Статья о Пушкине – чудо. Я только теперь понял Пушкина». И это великий Толстой… 
А.И. Герцен делился впечатлениями от статей Белинского: «На его статьях воспитывалась вся учащаяся молодёжь. Он образовал эстетический вкус публики, он придал силы мысли. Его слог часто бывал, угловат, но всегда полон энергии. Он сообщал свою мысль с тою же страстью, с какой зачинал её. В каждом его слове чувствуешь, что человек этот пишет своею кровью, чувствуешь, как он расточает свои силы и как он сжигает себя…». Так относиться к русской литературе мог человек, влюблённый в своё Отечество… 
Недостаточное внимание к творчеству Белинского, которое выражается, например, в том, что его произведения сегодня не включены в школьную программу, значительно обедняет представление нас, молодёжи, о «золотом веке» русской культуры и лишает нас, школьников, возможности открыть для себя явление русской литературы. Вряд ли мы, современные подростки, перегруженные разнообразной информацией, сможем самостоятельно приобщиться к литературному наследию «неистового Виссариона». 
По моему мнению, статьи Белинского обязательно должны быть в школьной программе – и как пример глубокого осмысления художественных произведений классиков русской литературы, и как образец своеобразного жанра – размышлений о жизни на основе литературы, написанных неповторимым «огненным» исповедальным языком. 
С. М. Киров писал: «Он поднял тот яркий светильник научного миросозерцания, который освещает путь нашему поколению. На могиле его, страстотерпца русской общественной мысли, и растет то дерево, под которым собираются жаждущие добра, красоты и справедливости». Добра, красоты и справедливости, - вот чего не хватает нам в нашем современном мире. 
С ранних лет Белинский сталкивался с ужасами крепостного права и помещичьего произвола. Впечатления детства и юности сформировали демократизм Белинского, ставший основой его идейных исканий. Глубокий патриотизм, вера в силу разума, страстные поиски правильной теории, направленной на переустройство общества, — вот что характеризует Белинского на всем протяжении его деятельности. Слова – предсказания Н. Некрасова: «Твой труд живет и долго не умрет…» сбылись. Наиболее проницательные современники Белинского понимали, что он был глубоко оригинальный русский мыслитель. Белинский беспощадно разоблачал отсталость крепостнической России и звал на борьбу с этой отсталостью. В мечтах своих Белинский видел Россию, «стоящую во главе образованного мира, дающею законы и науке и искусству, и принимающею благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества». Белинский сам остался для нас живым деятелем, нашим современником, сыном своего Отечества. Его идеи и взгляды так актуальны и современны и сейчас. Приятно осознавать, что жил на пензенской земле мудрый, честный, талантливый человек, наш земляк В. Г. Белинский, прикоснувшись к истокам творчества которого и сама становишься чище, мудрее, учишься познавать жизнь и людей, жить по нравственным законам Веры, Надежды, Любви и Милосердия. В.Г. Белинский был сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы. Характерной чертой личности и творчества Белинского было его стрем¬ление к широким обобщениям, живой интерес к разнообразным вопросам, волновавшим людей его времени. Он никогда не замыкался в рамках лите¬ратурной критики, не разбирал только художественную сторону произ¬ведения, но всегда обсуждал в своих статьях вопросы общественной и част¬ной жизни, о которых говорил писатель в своем произведении. Белинский проверял литературу жизнью, а о жизни судил с точки зрения тех высоких идеалов, к которым призывала передовая русская литература. 
Критика Белинского стремится не только научить читателя правильно понимать произведение, но и воспитать в нем «гражданина, сына своего обществ и своей эпохи». В. Г. Белинский был разночинец. Он по самому своему происхожде¬нию ближе, чем дворянская интеллигенция, стоял к народу. Не только внешне, но и внутренне, по своей духовной природе, Белинский был истинным сыном своего народа, воплощал его характерные черты. 
Белинскому присуще было высокое чувство национальной гордости. Он вел борьбу против рабского преклонения пред всем иностранным. Он называл предателями, изменниками родины людей, не любивших свое Отечество и не ценивших русскую национальную культуру. Белинский любил свой народ: «Я люблю русского человека и верю вели¬кой будущности России», Тургенев писал: «Он изнывал за границей от скуки, его так и тянуло назад в Россию. Уж очень он был русский человек, и вне России замирал, как рыба на воздухе...». «Благо родины, ее величие, ее слова возбуждали в его сердце глубокие и сильные отзывы». Ничто не могло заставить Белинского отказаться от своих убеждений или пойти на сделку со своей совестью. Он был требователен к другим, но не щадил и самого себя, всегда прямо и честно признавал свои ошибки и промахи. Прекрасные качества Души, свой исключительный талант, все свои силы Белинский отдал на служение народу. 
Источник надежды и мужества. Патриот и гражданин Отечества. Такова оценка моему земляку, В.Г. Белинскому, сегодня. "...О тебе не скажет ничего своим потомкам сдержанное племя", - писал Н. Некрасов. Ему казалось, что не удастся поведать нам, потомкам, о своём друге. Но этому «пророчеству» не суждено было сбыться. Похоже, и Николай Некрасов немножко лукавил, понимая, что придёт время и о Белинском заговорят. Глоток свежего воздуха всегда нужен: он спасает от удушья. Тем более интересен Белинский как человек. Каким был, что переживал? Какую роль сыграл провинциальный город в формировании его гражданственности? Великие люди тоже начинают своё восхождение в детстве. С первого слова и первого шага. «Кто не принадлежит Отечеству, тот не принадлежит и человечеству» 
 
Белинский любил свой народ: «Я люблю русского человека и верю вели¬кой будущности России», Тургенев писал: «Он изнывал за гра¬ницей от скуки, его так и тянуло назад в Россию. Уж очень он был русский человек, и вне России замирал, как рыба на воздухе...». «Благо родины, ее величие, ее слова возбуждали в его сердце глубокие и сильные отзывы». 
 
Ничто не могло заставить Белинского отказаться от своих убеждений или пойти на сделку со своей совестью. Он был требователен к другим, но не щадил и самого себя, всегда прямо и честно признавал свои ошибки и промахи. Прекрасные качества Души, свой исключительный талант, все свои силы Белинский отдал на служение народу. 
«Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять обязанности граждан» 
Себя Белинский считал русским человеком. Кем-то ещё быть не хотел. Но русский в его понятии – это не человек в лаптях. Русский - это широта души. И нет в его оценке никакой идеализации. Он прекрасно понимал, что народные массы в тогдашней России еще забиты, невежественны; он видел грязь и некультурность в быту, распространенность суеверий и предрассудков. Но он также видел, как этот народ жил одной судьбой с Россией и не раз выходил победителем в борьбе с чужеземными захватчиками. 
Никогда великий критик не разделял национальное и личное в человеке. Для него это было единое целое. «Любить свою родину, — говорит он, — значит пламенно желать, видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». Это для нас и о себе. Уроки любви к своей Родине моего земляка - это тот строительный материал, из которого создаются нравственные ценности сегодня. Ломались и менялись эпохи, рождались и умирали чьи-то кумиры, менялась мода, облик сёл и городов, менялись правительства, история переживала войны и революции. Неизменно одно: «Человек, прежде всего, сын своей страны, гражданин своего Отечества».
 


Памятники Пензенской области

Двухэтажное, оштукатуренное здание с вальмовой крышей, имеет цокольный этаж с окнами, выходящими на ул. Володарского. В августе 1817 г. М.Ю. Лермонтов жил здесь со своей бабушкой. Этому посвящена мемориальная доска, установленная на доме. В 1821 году к купленному другим владельцем дому была достроена угловая часть со скругленным углом и балконом по второму этажу. По южному и восточному фасадам были устроены смещенные к углу ризалиты с фронтонами, нижний этаж рустован, ве...